Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Страничка правовых знаний

Дата: 31 марта 2022 в 18:37, Обновлено 16 сентября 2022 в 21:17

 НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Интернет-ресурсы Национального центра правовой информации Республики Беларусь

Сайт НЦПИ 

Построение информационного общества в Беларуси рассматривается в качестве одной из приоритетных задач национального развития. Республика Беларусь предприняла реальные шаги в направлении внедрения информационных технологий в правовую сферу, чем сделала доступной публичную информацию о деятельности государственных органов самому широкому кругу лиц. НЦПИ на деле обеспечивает реализацию конституционного права граждан Республики Беларусь на получение полной, достоверной и своевременной правовой информации, вносит свой вклад в повышение качества нормотворческой и правоприменительной деятельности, способствует росту правовой культуры белорусского общества. 

  Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь 

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь (Портал) создан в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 609 «О Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь и о внесении изменений и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 30 октября 1998 г. № 524». Президентом Республики Беларусь Портал определен как основной государственный информационный ресурс глобальной компьютерной сети Интернет в области права и правовой информатизации. Основу информационного содержания Портала составляет правовая информация (тексты правовых актов Республики Беларусь). На Портале размещается также научно-практическая, учебная, справочная и иная информация в области права и правовой информатизации. 

 Информационно-поисковая система "ЭТАЛОН-ONLINE" 

 Проект реализуется в сети Интернет с 2006 года. На сайте www.etalonline.by предоставляется доступ ко всему законодательству Республики Беларусь, а также к документам судебной и правоприменительной практики. ИПС «ЭТАЛОН-ONLINE» – самый оперативный и наиболее простой в Беларуси способ получения актуальной эталонной правовой информации, которая обновляется в режиме реального времени по мере включения документов в эталонный банк данных Республики Беларусь. Доступ к текстам документов на период от суток до года осуществляется по идентификаторам пользователя (логин, пароль) как на сайте, так и с помощью специально разработанного специалистами НЦПИ бесплатного мобильного приложения для планшетов и смартфонов на базе Android.  

 Детский правовой сайт 

  Данный проект разработан Национальным центром правовой информации Республики Беларусь для детей и подростков с целью помочь им получить юридические знания, ответить на «взрослые» вопросы, дать совет в сложных ситуациях, рассказать о законодательстве Республики Беларусь и правах граждан нашей страны. Основная цель проекта – развить морально-нравственные качества ребят, сформировать у детей и подростков позитивный образ права как государственного института, воспитать чувство важности прав ребенка, а также последовательно выработать у них не только знания и навыки, но и ценностные установки, которые будут необходимы им для жизни и деятельности в демократическом обществе.
Для достижения поставленной цели вся правовая информация подается в увлекательной и доступной форме, в том числе через игровые ситуации.
Сайт состоит из двух основных частей: игровой и информационной. В игровой — ситуации, иллюстрирующие юридические проблемы, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Помощники — забавные персонажи, которые могут стать твоими друзьями.
Подсказки в поиске правильных ответов на правовые вопросы расположены в информационной части в разделах «Библиотеки»: «Юридическая азбука», «Правовые лабиринты», «Путешествие в прошлое», «Наше государство — Республика Беларусь» и «Белорусское государство и право в фотографиях, рисунках и песнях».
В «Библиотеке» находится Помощник, который поможет «Искать» ответ по ключевым словам заданного вопроса.

 Видеоканал НЦПИ на YouTube 

 Проект создан в октябре 2012 года и включает в себя видеоматериалы подготовленные НЦПИ а также новостные видеосюжеты об НЦПИ, праве, правовой информатизации в Республике Беларусь.

   Правовой форум Беларуси 

 Проект создан в 2013 году. Сайт «Правовой форум Беларуси» (форум) является информационным ресурсом сети Интернет в области права и правовой информатизации, предназначенным для предоставления возможности специалистам в области права и посетителям сайта (гражданам Республики Беларусь, лицам без гражданства, иностранным гражданам) интерактивного общения между собой по правовым вопросам.

Права несовершеннолетних (информационно-поисковая система ЭТАЛОН-ONLINE)

Знай свои права. Сделай свой выбор

            Каждый ребенок, родившийся в Республике Беларусь, от рождения получает гражданские права (ст.10 Конституции Республики Беларусь).

Цивилизованность человеческого общества издавна проявлялась в защите самых слабых его членов, к которым, как правило относили стариков, женщин и детей.

Необходимость особой защиты детей признается целым рядом международных документов ввиду физической и умственной незрелостью ребенка.

Главным международным документом, закрепляющим права детей и защищающим его интересы является Конвенция о правах ребенка (1989г.) (КоПР),
в Республике Беларусь Закон “О правах ребенка” (1993г.) (ЗоПР), Конституция Республики Беларусь (1994г.).

Твои права

Твои обязанности

Социальные

Право на жизнь

  • каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь (ст.5 КоПР)
  • применение смертной казни и пожизненного заключения в отношении лиц, совершивших преступление в возрасте до 18 лет, не допускается (ст.4 ЗоПР)

Право на жизнь в семье

  • семейное воспитание является наилучшей формой воспитания, которое выработало человечество (ст.185 Кодекс о браке и семье РБ)
  • право на жизнь в семье  не может быть реализовано тогда, когда совместное проживание с родителями противоречит интересам ребенка (ст.185 Кодекс о браке и семье)

Право на образование и труд

Дети имеют право:

  • на равные возможности доступа к национальной системе образования
  • на получение бесплатного образования, в том числе на родном языке
  • на выбор учреждения образования
  • На получение профессии в соответствии со своими склонностями и способностями (ст.28 КоПР, ст.49 КРБ)
  • по достижении 16 лет несовершеннолетние имеют право на самостоятельную трудовую деятельность
  • с письменного согласия родителей или законных представителей трудовой договор может быть заключен с ребенком, достигшим 14 лет (ст.32 КоПР, ст.27 ЗоПР)

Право на свободу личности

  • государство гарантирует каждому ребенку свободу слова, мысли, убеждений
  • дети имеют право на создание и участие в общественных объединениях, деятельность которых не должна противоречить Конституции РБ и законодательству
  • каждый ребенок с 15 лет имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, не достигшие 15 лет религиозные обряды отправляют с согласия родителей
  • каждый ребенок имеет право на защиту чести и достоинства (ст.14-16 КоПР, ст.26-28 ЗоПР)

Материальные права

Право на жилище

  • каждый ребенок имеет право на жилище
  • ребенок пользуется наравне с нанимателем или собственником правом на занимаемое им жилое помещение (ст.18 ЗоПР)

Право на имущество

  • каждый ребенок имеет право самостоятельно владеть и распоряжаться своим имуществом, в том числе совершать сделки, предусмотренные законодательством
  • до 14 лет вправе совершать мелкие бытовые сделки (покупка сладостей, тетрадей, учебников, сдача в ремонт обуви). Имущественную ответственность по сделкам малолетнего несут его родители.
  • от 14 до 18 лет с письменного согласия родителей несовершеннолетние вправе совершать любые сделки. Имущественную ответственность несут сами несовершеннолетние
  • Ребенок обязан соблюдать законы государства. Соблюдение законов государства является конституционной обязанностью граждан Республики Беларусь и каждого, кто находится на ее территории  (ст.52 КРБ)

  • Ребенок должен уважать достоинство, права, свободы и законные интересы других лиц
    (ст.53 КРБ)

  • Охрана природной среды долг каждого
    (ст.52 КРБ)

  • Каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (ст.54 КРБ)

  • Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах их заменяющих, и оказывать им помощь (ст.32 КРБ)

Уголовная ответственность  несовершеннолетних

Уголовная ответственность наступает с 16 лет

Лица, совершившие запрещенные уголовным Кодексом деяния, подлежат уголовной ответственности от 14 до 16 лет за:

  1. Убийство 
  2. Причинение смерти по неосторожности
  3. Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения 
  4. Умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения 
  5. Изнасилование 
  6. Насильственные действия сексуального характера
  7. Похищение человека 
  8. Кража 
  9. Грабеж 
  10. Разбой 
  11. Вымогательство 
  12. Угон транспортного средства 
  13. Умышленное уничтожение или повреждение имущества 
  14. Захват заложника 
  15. Хищение огнестрельного оружия, взрывчатых веществ 
  16. Умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения
  17. Хищение, распространение наркотических средств, психотропных веществ 
  18. Хулиганство 
  19. Заведомо ложное сообщение об опасности
  20. Осквернение сооружений и порчу имущества 

Информация об экстренных службах, телефонах доверия

КРУГЛОСУТОЧНАЯ ЛИНИЯ МВД ПО ПРИЁМУ СООБЩЕНИЙ О ФАКТАХ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ. НЕ ОСТАВАЙТЕСЬ РАВНОДУШНЫМИ!

Интернет-ресурсы с правовой информацией

Буклет для учащихся Подросток и закон

Закон РБ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Статья 14. Условия помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения и условия пребывания в них воспитанников

В специальные учебно-воспитательные учреждения помещаются несовершеннолетние, нуждающиеся в особых условиях воспитания, в том числе с особенностями психофизического развития, а также страдающие заболеваниями, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь, в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет.

В специальные лечебно-воспитательные учреждения помещаются несовершеннолетние, нуждающиеся в особых условиях воспитания, в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством. Специальные лечебно-воспитательные учреждения являются профильными лечебно-воспитательными учреждениями, обеспечивающими комплексную реабилитацию несовершеннолетних. Порядок комплексной реабилитации несовершеннолетних определяется Правительством Республики Беларусь.

В специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения не могут быть помещены несовершеннолетние, страдающие заболеваниями, препятствующими их содержанию, обучению и воспитанию в этих учреждениях, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Несовершеннолетний является нуждающимся в особых условиях воспитания, если в отношении его постановлен приговор с применением принудительных мер воспитательного характера в виде помещения его в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение либо принято судом решение о помещении его в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение.

Решение о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение может быть принято, если:

в отношении его принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо если вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), во время совершения общественно опасного деяния он был не способен сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния;

в течение года он три раза привлечен к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, или 10.5, или 10.9, или 17.1, или 17.3, или 17.5, или 17.6, или 18.16, или 18.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, и после проведения индивидуальной профилактической работы вновь привлечен к административной ответственности за совершение одного из указанных в настоящем абзаце административных правонарушений и у него сформировалось нежелание вести правопослушный образ жизни;

в течение года он три раза совершил деяния, содержащие признаки административных правонарушений, указанных в абзаце третьем настоящей части, но не достиг на день совершения таких деяний возраста, с которого наступает административная ответственность, и после проведения индивидуальной профилактической работы вновь совершил одно из указанных в абзаце третьем настоящей части деяний и у него сформировалось нежелание вести правопослушный образ жизни.

Основанием для приема несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение, специальное лечебно-воспитательное учреждение являются приговор суда с применением принудительных мер воспитательного характера в виде помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение либо решение суда о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение.

Порядок приема несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения определяется, перечень представляемых при приеме несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения документов, помимо приговора или решения суда, указанных в части шестой настоящей статьи, устанавливается положением о соответствующем виде специального учебно-воспитательного учреждения, специального лечебно-воспитательного учреждения, утверждаемым Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им государственным органом.

Срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении, специальном лечебно-воспитательном учреждении устанавливается судом в пределах до двух лет, но не более чем до достижения несовершеннолетним возраста восемнадцати лет.

Пребывание в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении воспитанника, помещенного в такое учреждение по приговору суда, может быть прекращено судом досрочно в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 117 Уголовного кодекса Республики Беларусь, а воспитанника, помещенного в такое учреждение по решению суда, может быть прекращено судом досрочно, если он освоил содержание программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания.

Воспитанник в период пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении обязан осваивать содержание образовательных программ и программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, надлежаще исполнять обязанности, возложенные на него законодательством, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования.

Пребывание воспитанника в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении в случаях, если он совершил из указанного учреждения самовольный уход, и (или) не возвратился в указанное учреждение из отпуска, и (или) не освоил содержание программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, может быть продлено судом в пределах срока, указанного в части восьмой настоящей статьи.

Воспитанник, установленный судом срок пребывания которого в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении истек, подлежит выпуску из этого учреждения.

Воспитанник, установленный судом срок пребывания которого в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении истек, по собственному желанию и с согласия родителей, опекунов или попечителей на основании решения руководителя специального учебно-воспитательного учреждения или специального лечебно-воспитательного учреждения может остаться пребывать в этом учреждении для завершения обучения на срок до шести месяцев независимо от его возраста с правом покинуть такое учреждение в любое время на основании его заявления и с согласия родителей, опекунов или попечителей. Такой воспитанник не осваивает содержание программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, и к нему не применяются меры педагогического воздействия, предусмотренные частью шестнадцатой настоящей статьи.

Руководители специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений в соответствии с законодательством:

организуют образовательный и воспитательный процессы, создают и реализуют специальные условия воспитания;

информируют органы внутренних дел по месту нахождения этих учреждений и по месту жительства (месту пребывания) воспитанников о случаях их самовольного ухода из указанных учреждений и совместно с органами внутренних дел принимают меры по их обнаружению и возвращению в эти учреждения;

направляют в комиссии по делам несовершеннолетних и органы внутренних дел по месту жительства (месту пребывания) воспитанников извещения о прекращении пребывания воспитанников в этих учреждениях не позднее чем за один месяц до их выпуска, а также характеристики таких воспитанников и свои рекомендации о необходимости проведения с ними индивидуальной профилактической работы и оказания им содействия в трудовом и бытовом устройстве;

организуют проведение личного досмотра воспитанников, досмотра их вещей, получаемых и отправляемых воспитанниками телеграмм, почтовых карточек, писем, бандеролей, мелких пакетов, посылок, почтовых денежных переводов, получаемых ими передач, осмотра территории, жилых и других помещений специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений и находящегося в них имущества, выявление и изъятие предметов и веществ;

подают заявления в суд о переводе воспитанников из специальных учебно-воспитательных учреждений в специальные лечебно-воспитательные учреждения, о досрочном прекращении пребывания воспитанников в этих учреждениях до истечения установленного судом срока пребывания в них, о продлении этого срока;

применяют к воспитанникам меры педагогического воздействия;

осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством.

Руководители специальных лечебно-воспитательных учреждений, кроме полномочий, предусмотренных частью четырнадцатой настоящей статьи, организуют комплексную реабилитацию несовершеннолетних.

К мерам педагогического воздействия, кроме мер, предусмотренных законодательством об образовании, относятся:

запрещение выхода за пределы специального учебно-воспитательного учреждения, специального лечебно-воспитательного учреждения;

помещение в комнату реадаптации.

Запрещение выхода за пределы специального учебно-воспитательного учреждения, специального лечебно-воспитательного учреждения предполагает установление запрета на выход воспитанника за пределы специального учебно-воспитательного учреждения, специального лечебно-воспитательного учреждения в составе организованной группы для посещения культурных или спортивных мероприятий.

Помещение в комнату реадаптации предполагает помещение воспитанника в отдельное жилое помещение для изоляции его от остальных воспитанников в целях обеспечения его личной безопасности либо безопасности окружающих.

Воспитанник помещается в комнату реадаптации на срок не более двух суток. В комнате реадаптации создаются условия, обеспечивающие возможность постоянного наблюдения за ним. Размеры комнаты реадаптации, освещенность, температура воздуха должны соответствовать установленным законодательством требованиям к жилым помещениям. Питание воспитанника, помещенного в комнату реадаптации, производится по общим нормам в соответствии с распорядком дня.

Личный досмотр воспитанников, находящихся в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении, и досмотр их вещей проводятся в целях выявления и изъятия предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию ими в указанных учреждениях.

Воспитанники, находящиеся в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении, подвергаются личному досмотру по окончании свиданий с близкими родственниками и иными гражданами, перед входом на территорию специального учебно-воспитательного учреждения или специального лечебно-воспитательного учреждения, а также в других случаях по решению руководителей указанных учреждений.

Личный досмотр воспитанников, находящихся в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении, проводится сотрудниками указанных учреждений одного с ними пола. При личном досмотре не допускается присутствие граждан противоположного пола, за исключением медицинских работников.

Досмотр вещей воспитанников, находящихся в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении, проводится в их присутствии.

При проведении личного досмотра воспитанников, находящихся в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении, и досмотра их вещей могут применяться технические средства.

Выявленные при личном досмотре воспитанников, находящихся в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении, и досмотре их вещей предметы и вещества, запрещенные к хранению и использованию ими в указанных учреждениях, изымаются, о чем составляется протокол.

Изъятые у воспитанников предметы и вещества передаются их родителям, опекунам или попечителям либо хранятся и передаются воспитанникам при их выпуске из специальных учебно-воспитательных учреждений или специальных лечебно-воспитательных учреждений.

Воспитанники, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях или специальных лечебно-воспитательных учреждениях, получают и отправляют телеграммы, почтовые карточки, письма, бандероли, мелкие пакеты, посылки, почтовые денежные переводы, получают передачи после их досмотра в присутствии этих воспитанников.

Порядок проведения личного досмотра воспитанников, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях или специальных лечебно-воспитательных учреждениях, и досмотра их вещей, порядок досмотра получаемых и отправляемых воспитанниками, находящимися в специальных учебно-воспитательных учреждениях или специальных лечебно-воспитательных учреждениях, телеграмм, почтовых карточек, писем, бандеролей, мелких пакетов, посылок, почтовых денежных переводов, получаемых ими передач, порядок передачи изъятых у воспитанников предметов и веществ их родителям, опекунам или попечителям либо хранения и передачи таких предметов и веществ воспитанникам, у которых они были изъяты, порядок проведения осмотра территории, жилых и других помещений специальных учебно-воспитательных учреждений или специальных лечебно-воспитательных учреждений и находящегося в них имущества, выявления и изъятия предметов и веществ определяются, перечень предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию воспитанниками, находящимися в специальных учебно-воспитательных учреждениях или специальных лечебно-воспитательных учреждениях, формы документов, используемых специальными учебно-воспитательными учреждениями, специальными лечебно-воспитательными учреждениями при проведении профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь.

Порядок и условия оказания медицинской помощи воспитаннику в период пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении определяются Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством образования Республики Беларусь и Министерством внутренних дел Республики Беларусь.

Безлпасность на железной дороге 

 https://korovchino.schools.by/photoalbum/984286

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.